Дмитрий Урбанович (virewel) wrote,
Дмитрий Урбанович
virewel

Categories:

"Снежное шоу" театра Славы Полунина в Оренбурге

Эти замечательные ребята дали у нас пару выступлений 20-21 ноября.


Я смотрел их в "Газовике". Нашей редакции дали шесть контрамарок как информационному спонсору, которые мы разыграли, мне не досталось, но спасибо нашему милейшему главбуху - она мне уступила свою. И я сидел на самом наглом месте - по центру в первом ряду, как только и надо сидеть на таких представлениях.

Это был второй приезд театра Славы Полунина в Оренбург. И на первом, в январе 1987-го, я тоже был... Вот такой, дважды везучий!
И тогда сделал "Лицедеев" субботними гостями газеты - жила такая хорошая рубрика в тогдашнем моем "Комсомольском племени".

В общем, не стану писать про нынешнее их представление, это сделала в "Оренбургской неделе" Наталия Веркашанцева. И потом, кто такой Слава Полунин и его мимы - давным-давно знает вся страна и даже вся Европа.

А тогда, в самом начале восемьдесят седьмого... Не помню, были ли уже "Блю канари" - Асисяя точно не было, как и много чего. Но то, что было...

Вот оно, то далекое интервью-рассказ о клоун-мим-театре, так он назывался тогда, "Лицедеи". По-моему, любопытно. Во всяком случае, мне.
Фото и коллажи - Владимира Соколова. Все так в "КП" и было опубликовано, я только раскрасил те две ч/б фотографии.


ЛИЦЕДЕИ

«Комсомольское племя», 1987, №4, 24 января


ЛИЦЕДЕИ
Это слово в заголовке умышленно не поставлено в кавычки. Потому что, хотя речь идет о клоун-мим-театре «Лицедеи» под руководством Вячеслава Полунина, главную роль в любом театре играют все же они... актеры...
Кстати, «лицедей» по Далю и есть актер. А «лицедействовать» — значит «действовать под личиною, принимая на себя чужой вид, образ... вообще притворяться».
И притворяются лицедеи из театра Полунина здорово! В их пантомиме понятию «играть на сцене» возвращен первоначальный, истинный смысл. В чрезвычайно смешной сценке «Бокс» они не играют боксеров — они играют «в боксеров». Разница существенная, в конечном итоге принципиальная и для них, и для нас, зрителей.
Здесь переплетаются и сосредоточенность ребенка, представляющего себя «всамделишным» участником изображаемых им же событий, и явная игра на публику, когда тот же ребенок одновременно не забывает о приятелях, для которых отчасти он тоже представляет, и прямая пародия на боксерский поединок, и высочайшая пластика, полное владение своим телом, когда две минуть участники сценки двигаются в темпе «замедленной» съемки», и брызжущее озорство постановки, когда откровенный мордобой идет под звуки песни «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Экскурс в историю. 1982 год. Киев. Там проходит первый «Мим-парад», оригинальный по задумке и грандиозный по масштабам смотр мимов страны. Его организаторы — «Лицедеи». Вопрос Вячеславу Полунину:
— Прошлой осенью в Горьком состоялся уже третий «Мим-парад». Как он выглядел по сравнению с первым?
И — ответ, который меньше всего ожидался:
— Не можем сравнивать, не были. И на «Мим-параде-84» в Казани тоже не были. Мы лично уже утратили интерес к этой затее, мы вообще считаем, что повторять идеи нет смысла. Надо предлагать новые.

Вот тебе раз! Парад пантомимы, явившейся, по словам критики, «холодным душем» для наших мим-коллективов, выявивший массу проблем, самый замечательный итог которого признание искусства пантомимы очень перспективным — и стал неинтересен людям, его породившим? Тогда, в 82-м, на «Мим-парад» в Киев съехались практически все наличные силы советской пантомимы, около 700 человек. Не прошло и пяти лет, а в стране уже несколько сотен(!) мим-театров. Это ли не успех дела, которым занимаются Полунин и «Лицедеи»?

Ну ладно, каковы же тогда новые идеи?
— Новых много. Скажу про последние из реализованных, — отвечает Вячеслав. — Фестиваль уличного театра в Ленинграде. Объяснять, что это такое, трудно, все равно получится не то. Это надо смотреть, точнее, в этом надо участвовать. Ну и Новогодние ночи, которые мы успели сделать на Невском проспекте, а также в Таллине и Львове.

«Что о нас говорить, что писать — на нас надо смотреть», — сказал в самом начале нашего разговора Полунин, по-моему, тайно уповая на то, что я вдруг да откажусь от мысли брать интервью... Конечно, повезло — я смело пишу это слово — повезло увидеть «Лицедеев» только нескольким тысячам оренбуржцев. Никакой самый красочный рассказ не может быть даже приблизительно приравнен к впечатлению от присутствия на площадках областного центра, где представляли Полунин и его товарищи.
Как, в самом деле, уговорить поверить не бывшего на программе мим-театра, что это смешно, просто чрезвычайно смешно, когда шесть-семь артистов прыгают со сцены в зал и начинают бегать по спинкам рядов кресел? Конечно, не так вот сразу: вышли на сцену и кинулись в зал. Надо сначала объяснить зрителю правила игры, потом сделать его участником предлагаемой игры, потом активным и заинтересованным участником, потом своим другом, которому можно довериться... И все это без единого произнесенного слова, как вы сами понимаете.
Так каковы же условия этой игры? Опять слово Вячеславу Полунину:

— Они восходят к традициям древнего уличного театра. Основаны на непосредственном контакте с искусством. Публика сейчас зажата в залах и страшно соскучилась по импульсивному творчеству. Причем контакт возникает мгновенно. Когда мы работали на улицах Ленинграда, Киева, Таллина, за десять минут на представление собирались до десяти тысяч человек. Это ведь только название «мим» с чужой земли, а скоморохи, веселые души, поэты и философы — исконно наше, русское... Искусство Марселя Марсо — чересчур эстетично, наш герой озорной, сам из народа и охотно привлекает зрителя в партнеры...



Номеров в багаже лицедеев предостаточно, они разнообразны. Есть и номера-притчи, камерно-поэтичные. Таков, например, номер «Три дерева», где исполнитель попеременно превращается то в дерево, то в старичка, то в птичку. Техника, внутренняя драматургия образа — почти в классическом стиле, но... с головой выдают одежда, отнюдь не черное трико в обтяжку, прическа — вовсе на приглаженные блестящие волосы, грим — совсем не трагический залом больших белых губ...
До «Лицедеев» мим-клоунаду понимали и трактовали на нашей сцене совсем иначе. После их появления возврата к прошлому, кажется, уже нет — растет число их сторонников с превосходящей все ожидания скоростью. А откуда появились сами «Лицедеи»? Как они открыли, что труппа должна жить и действовать на сцене именно по таким, а не иным законам?

Вячеслав Полунин:
— Прямых наших учителей а Союзе нет. |При всем том немало самых разных людей повлияло на то, что мы стали такими, как есть. Персонажи первых гайдаевских короткометражек, Енгибаров, Мейерхольд, Таиров — это все поле, на котором мы выросли. У меня лично многое пошло от потрясения, испытанного в детстве при встречах с фильмами Чаплина.
Все, кого вы видите сейчас среди «Лицедеев», и не имели другого варианта, кроме как придти туда. Кстати, каждый — единственный из сотни, прошедший отбор. Критерии отбора? Затрудняюсь вам ответить. Абсолютных критериев нет. Любовь к театру, наверное. От этой любви отсчитываются потом и упорство, и энтузиазм, и все остальное. Но только все они вместе, кипя вперемешку как в алхимическом сосуде, и рождают номер. Действо... Как оно появляется!..


Здесь Вячеслав задумался, наморщив лоб и потирая его рукой, а я не стал его торопить. Так мы и обошли этот вопрос. Как, в самом деле, поэту объяснить рождение стихотворения? Поэзия — тайна, и ее существование — тайна. Глубинные желания человека выливаются на свет через некие формы. Да, и не верьте тому, кто говорит про пантомиму «низший жанр». Тайна движения древнее тайны слова.

**********
Двадцать почти семь лет спустя сам Слава в наш город не приехал - чем-то чрезвычайно занят в Европе, да не чем-то - готовит новое представление, показанное "Снежное шоу" - фрагмент его. Как оно выглядит, чрезвычайно фрагментарно - вот здесь:







и на моем ФБ, здесь гораздо больше: https://www.facebook.com/media/set/edit/a.564457010297798.1073741831.100002005122448/
Tags: Мои собеседники
Subscribe

  • "Городок" опустел

    По-моему, нет ни одного человека, которому бы сейчас не стало грустно. Илья Олейников... Давайте вспомним его, каждый по-своему. Он приезжал к нам в…

  • (no subject)

    ВОСХОД-2 В нём делает покупки уже третье поколение оренбуржцев. Над ним сменилось три вывески (жалко, что ни одна не сохранилась - последнюю…

  • (no subject)

    Про ОренХостел Нелегкая журналистская судьба покидала меня по гостиницам. Да и прочих мест самого разнообразного ночевья случалось о-го-го…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments